В настоящий момент в России, как и во всем мире, отмечается рост популярности китайского языка, и можно надеяться, что китайский язык как первый или второй иностранный язык займет достойное место в объеме школьной программы в российских школах.
Целью Всероссийской олимпиады школьников по китайскому языку является выявление не только хорошо подготовленных ребят по предмету, но и творчески одаренных школьников. Олимпиада помогает выявить и развить творческие способности и интерес к китайскому языку и культуре Китая. Олимпиада – это также прекрасная возможность для школьников проверить и критически оценить свои знания и свои способности.
Всероссийская олимпиада школьников по китайскому языку направлена на то, чтобы поощрять школьников изучать китайский язык и культуру Китая, поэтому мы призываем вас, дорогие друзья, не бояться участвовать и пробовать свои силы!
Все этапы Всероссийской олимпиады школьников по китайскому языку проводятся с использованием единого комплекта заданий для каждой группы участников. Учитывая разницу в подготовке, в языковой и речевой компетенциях обучающихся, участники олимпиады делятся на три возрастные группы (5-6, 7-8 и 9-11 классы). Для каждой из указанных групп готовится отдельный комплект заданий с возрастающей степенью сложности от группы к группе, при этом каждый комплект включает идентичные виды заданий Всероссийской олимпиады.
Задания олимпиады включают следующие разделы:- «Аудирование»;
- «Чтение»;
- «Лексико-грамматический тест»;
- «Лингвострановедческая викторина» (9-11 классы);
- Письмо (Творческое письменное задание);
- Устный тур.
Школьный этап олимпиады включает 1 тур: письменный.
Творческое письменное задание и Устный тур в школьный этап не входят. Муниципальный этап включает письменное творческое задание, а Устный тур проводится только на региональном и заключительном этапах олимпиады.В разделе
«Аудирование» предлагается прослушать аутентичные тексты и ответить на ряд вопросов, выбрав вариант ответа из нескольких предложенных, а также, в соответствии с содержанием аудиотекста, подтвердить верность/ошибочность приведенного суждения, либо отметить, что в аудиотексте об этом не было никакой информации.
В разделе
«Чтение» предлагаются один или несколько текстов, после прочтения которых необходимо будет согласно содержанию текстов выбрать между предложенными вариантами «верно», «неверно», «в тексте об этом нет информации», а затем ответить на вопросы, выбрав верный ответ из предложенных вариантов.
«Лексико-грамматическое задание» представляет собой тест множественного выбора, предполагающий выполнение 20 заданий на проверку знаний по грамматике, лексике, иероглифике, владения транскрипционной записью пиньинь, а также заполнение пропусков в небольшом связном тексте.
Для учащихся 9-11 классов предлагается раздел
«Лингвострановедческая викторина». Участникам необходимо ответить на 10 вопросов, касающихся культурных, географических и исторических реалий Китая и России. Данное задание также представляет собой тест множественного выбора. Включение лингвострановедческого конкурса, во-первых, побуждает школьников интересоваться конкретными фактами и событиями китайской истории и культуры, во-вторых, позволяет «повысить балльность» ответов тем участникам олимпиады, кто действительно углубленно интересуется китайским языком, историей и культурой страны изучаемого языка и иероглификой, в-третьих, позволяет таким участникам продемонстрировать умение выполнять задания повышенной сложности, связанные с китайским языком и китайской письменностью.
Творческое письменное задание – написание истории (рассказа). В качестве задания участники получают заготовку, в которой есть начальная и конечная фразы, но опущена середина, либо есть только первая строка/начало рассказа или последнее предложение/завершение рассказа, и предлагается сочинить историю. Главным условием является то, чтобы участник составил законченную историю объемом 150-180 знаков (7-8 классы) или 250-300 знаков (9-11 классы). При этом оценивается как решение коммуникативной задачи, так и языковое оформление текста. Данный раздел трудно дается многим участникам олимпиады, т.к. участники часто уходят на так называемый топик и пишут когда-то заученный текст по похожей теме, который совершенно не укладывается в повествование по заданной теме.
Устный тур олимпиады по китайскому языку (для регионального и заключительного этапа Олимпиады) проходит в формате ток-шоу, в ходе которого участники презентуют обсуждение какой-либо актуальной темы. Участники разбиваются на группы от 3 до 5 человек. Иногда задаются определенные роли, участники могут предложить и свои, но одна роль остается неизменной, это роль модератора (ведущего). На подготовку каждой группе дается 50 минут. На презентацию ток-шоу отводятся 7-10 минут. Оценивается выступление по нескольким параметрам, например, взаимодействие в команде, содержание презентации, индивидуальное выступление, убедительность и наглядность изложения, выразительность и естественность манеры ведения беседы, лексическое, грамматическое и интонационно-фонематическое оформление речи и др.
Большую роль играет взаимодействие участников, их равное участие в ток-шоу, а не «выпячивание» себя. В этой части олимпиады проверяется также умение высказывать свою точку зрения, аргументировать ее и приводить контраргументы.
Очень полезны для подготовки к устной части олимпиады разного рода ролевые игры. Темы для обсуждения могут быть предложены либо учителем, либо самими учащимися.