Основную литературу для подготовки к олимпиадам удобно разделить на три группы, которые мы последовательно рассмотрим:
1. Учебники.
2. Задачники.
3. Публицистика
Первые помогут изучить и систематизировать основной материал, вторые — научиться решать задачи, третий же пункт будет полезен для того, чтобы разобраться в том как писать эссе и ответы на открытые вопросы. Для олимпиад школьного/окружного этапа в целом достаточно учебников, для олимпиад более высоких уровней понадобятся все три ингредиента. Отдельного обсуждения заслуживают также интернет-ресурсы, о которых мы поговрим в конце.
Если говорить о стандартных школьных учебниках, следует отметить, что для первого знакомства отлично подойдет книга Автономова (Автономов В. С., Экономика, М.: Вита-Пресс, 2012), а из учебников для профильных классов стоит обратить внимание на книгу под редакцией Иванова (Основы экономической теории. 10-11 классы,под ред. Иванова С.И. М.: Вита пресс, 2006).
Обзор почти всех необходимых понятий по макроэкономике содержится в учебнике Матвеевой (Матвеева Т.Ю., Введение в Макроэкономику. М.: ГУ ВШЭ, 2008). Нет там только достаточно полного изложения вопросов связанных с открытой экономикой. Для первого знакомства этот учебник немного суховат, а вот как справочник, где собраны все базовые определения и понятия он очень хорош. Кроме того, помимо, собственно учебника, там содержится довольно обширная база заданий: задач, тестов и открытых вопросов.
Опыт показывает, что при подготовке к олимпиадам не следует ограничиваться учебниками, написанными специально для школы. Полезно использовать также учебники источники, которые позиционируются как книги для вузов. По двум причинам. Во-первых, среди них есть работы, которые отлично написаны и при этом вполне доступны для понимания старшеклассников. Во-вторых, авторы заданий для олимпиад высокого уровня — это, как правило, преподаватели университетов, которым эти книги гораздо более привычны.
Сразу оговоримся, что для школьников, которые владеют английским языком (а для экономистов это критически важный навык), все упомянутые учебники полезно читать не только по-русски, но и в оригинале. К сожалению, русские переводы часто содержат неточности и опечатки. Кроме того, на английском всегда доступны более свежие издания.
По микроэкономике подойдет, например, учебник Вэриана (Вэриан Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход. – М.: ЮНИТИ, 1997). Он написан хорошим языком, и выбранный стиль изложения позволяет разобраться в довольно сложном материале даже школьнику.
По макроэкономике из университетских учебников следует порекомендовать книгу Абеля и Бернанке (Эндрю Абель, Бен Бернанке, Макроэкономика. Санкт-Петербург: Питер, 2011). Здесь содержится полный комплект тем базового курса макроэкономики, а также много места уделяется обсуждению применения макроэкономической теории для решения прикладных задач. Все-таки Бен Бернанке не только успешный академический ученый, но и экс-глава Федеральной резервной системы США, так что о взаимосвязи теории и практики он знает более чем достаточно.
Перейдем теперь к задачникам. Очень большое количество заданий (около тысячи) по всем разделам школьной программы по экономике содержится в книге Алешковского и Картаева (Алешковский И.А., Картаев Ф.С. Математика в экономике, М.: МАКС Пресс, 2009). В каждой главе приводится необходимая теоретическая справка со всеми ключевыми определениями и формулами, а также разбираются примеры решения задач. С этого задачника хорошо начинать, так как там много простых заданий. Впрочем, заданий среднего и высокого уровня сложности там тоже хватает.
Также будет полезен задачник Акимов Д. В., Дичева О. В., Щукина Л. Б. Решения задач по экономике. От простых до олимпиадных. М. «Вита-Пресс», 2009. Здесь собрана большая база заданий с Всероссийских олимпиад (и не только с них), которые систематизированы по темам. К этому задачнику есть существует отдельная книжка с решениями всех заданий, что особенно удобно для преподавателей и для школьников, которые готовятся к олимпиаде самостоятельно.
Еще один источник задач и открытых вопросов олимпиадного уровня — Сборник задач I и II открытых чемпионатов школ по экономике, под ред. Ф. Картаева и О. Клачковой. М.: Альпина Паблишер, 2013. Здесь также есть решения заданий с подробными комментариями.
Организаторы всех олимпиад, которые дают какие-либо льготы при поступлении, обязаны после проведения самой олимпиады публиковать в сети условия заданий и их решения. Таким образом, на страничках олимпиад можно получить самые свежие комплекты задач, которые попадут в задачники и будут опубликованы на бумаге в лучшем случае через год. Например, задания и решения Всероссийской олимпиады школьников по экономике за последние несколько лет доступны
здесь.
Легко видеть, что среди этих заданий существенную часть занимают открытые вопросы и эссе. Для подготовки к ним, да и вообще для лучшего понимания современной экономической науки полезно прочитать с Мифы экономики Гуриева (Гуриев С.М. Мифы экономики. Заблуждения и стереотипы, которые распространяют СМИ и политики.М.: «Юнайтед-Пресс», 2012).В аналогичном ключе написаны Уроки экономики Сонина (Сонин К.И.Уроки экономики. М.: «Юнайтед-Пресс», 2011).
Книги научно-популярного жанра являются хорошим подспорьем, как для «оживления» материала уроков, так и для рекомендаций по дополнительному чтению. Помимо упомянутых книг российских авторов, стоит обратить внимание на переводные книги, которые уже заслужили высокую оценку во многих странах. Довольно долго изложение на русском языке «экономического взгляда на мир» было представлено уже классической, хотя и не устаревающей, книгой Пола Хейне «
Экономический образ мышления». Однако за последние несколько лет было написано и переведено немало хорошей научно-популярной литературы. В первую очередь, это книжка профессора университета Рочестера Стивена Ландсбурга «Экономист на диване», которая служит источником вдохновения для очень многих авторов «качественных вопросов» на олимпиадах и соревнованиях. Кроме того, доступный, качественный и живой обзор экономических идей приводится в книгах научных журналистов Чарльза Уилэна «Голая экономика» и Тома Харфорда «Экономист под прикрытием».
Безусловно, заслуживают внимание книги профессора Чикагского университета Стивена Левитта «Фрикономика» и «Суперфрикономика», которые являются настоящими бестселлерами. Впрочем, стоит отметить, что эти две книги гораздо «опаснее» методически, поэтому должны скорее использоваться как безусловно интересное дополнительное чтение для самых мотивированных школьников.
Помимо печатных изданий, существуют также интернет-ресурсы, которые, безусловно, можно рекомендовать школьникам, хотя действительно качественных ресурсов пока очень и очень немного. Для использования на уроках подойдет набирающий обороты портал «
Постнаука» (в котором содержатся материалы по очень многим отраслям знания).