Впервые всероссийская олимпиада школьников по итальянскому языку состоялась в 2015-2016 учебном году в рамках министерской программы введения в олимпиадную программу трёх редких языков: китайского, испанского и итальянского.
Олимпиада традиционно состоит из четырёх этапов:
школьного, муниципального,
регионального и
заключительного. В течение нескольких лет существовала следующая группировка классов: школьный этап - 5-6, 7-8 и 9-11 классы, муниципальный этап – 7-8 и 9-11 классы, региональный и заключительный этапы – 9-11 классы.
В связи с тем, что итальянский язык изучается в школах прежде всего как второй иностранный, ЦПМК по итальянскому языку по результатам пяти проведенных олимпиад предложила (на уровне рекомендации) перегруппировать классы, участвующие в ВсОШ, следующим образом: 5-7, 8-9 и 10-11 классы. Это никак не лишает младшие классы возможности участвовать во всех этапах олимпиады: при желании, если они достаточно подготовлены, они всегда могут записаться на прохождение олимпиады со старшими классами. С данной постановкой вопроса согласны и ведущие учителя итальянского языка в разных субъектах. Такая мера должна способствовать повышению ответственности участников и увеличению числа участвующих школ.
Школьный и муниципальный этапы состоят только из письменного тура. На школьном этапе участники выполняют четыре задания: аудирование, лексико-грамматический тест, лингво-страноведческая викторина и чтение. На муниципальном этапе – аудирование, лексико-грамматический тест, страноведение, чтение и письменное творческое задание. Региональный и заключительный этапы состоят из двух туров: письменного и устного. В первый день проводится письменный тур, состоящий из аудирования, лексико-грамматического теста, страноведения, чтения и письменного творческого задания. Во второй день проводится устная часть.
Аудирование – очень важное задание, которое проверяет аудитивные способности участников на основе двух вариантов опросов: vero/falso и выбор из трёх вариантов ответов. Аудитивные навыки формируются сложнее, чем все остальные, поэтому эти задания имеют высокий уровень показателя понимания устной речи в естественном темпе. Максимально за аудирование можно получить 10 баллов в 5-7 классе и 15 баллов в 8-9 и 10-11 классах.
Лексико-грамматический тест – одно из самых трудных заданий, на которое приходится наибольшее количество ошибок в тестовой части, так как его выполнение требует максимально точных ответов по грамматике и лексике. При подготовке в грамматике необходимо уделить внимание системе глагола и управлению глаголов, формам и употреблению артиклей и предлогов, неправильным формам существительных и прилагательных. Максимально за лексико-грамматический тест можно получить 20 баллов.
Задания по страноведению - это набор вопросов по географии, истории, культуре, литературе, обычаям и традициям Италии. Участнику предлагается выбрать правильный ответ из трёх предложенных. Все вопросы так или иначе взяты из школьных учебников или известных пособий по страноведению. Многие из вопросов предполагают наличие широкого кругозора учащихся, который развивается не только в ходе изучения итальянского языка, но и таких предметов, как история, география, зарубежная литература. Некоторые вопросы по страноведению кажутся очень простыми, но большинство требует серьёзной подготовки, в процессе которой необходимо уделить особое внимание тому, чем жила и живёт страна изучаемого языка. Максимально за задание по страноведению можно получить 10 баллов.
Чтение призвано проверить, насколько школьники умеют читать текст определённого объёма и понимать его содержание. Для этого им предлагается ответить на пять вопросов vero/falso к первому тексту и на пять вопросов на множественный выбор ко второму тексту. Обычно это самое понятное задание, не вызывающее особых трудностей. Максимально за чтение можно получить 10 баллов.
Письменное творческое задание предполагает написание сочинения на предложенную тему и является вторым по сложности заданием после лексико-грамматического теста. Иногда в качестве задания участники получают заготовку в виде начала истории или ее окончания. Они должны сами ее «досочинить». Это также может быть высказывание какого-либо известного человека, либо пословица или поговорка. Главным является, конечно, содержание такого эссе, то, что участник может сказать на заданную тему. Плохо, если не удаётся отойти от заученных «топиков» и высказать свои собственные мысли. На муниципальном этапе это особенно трудно 7-9 классам, которые только начинают выполнять такого рода задания. Но в то же время это становится для них хорошей мотивацией для продвижения вперед в изучении итальянского языка. Объем сочинения является важной объективной составляющей этого задания: необходимо изложить свои мысли в рамках указанного количества слов. Если нет нужного объема, то сочинение вообще не подлежит проверке. Если оно сильно превышает указанный объем, оно проверяется не целиком и не может представлять из себя законченную работу. Оценивается также логическое построение текста (наличие вступления, основной части и заключения) и качество его языкового оформления (орфография, грамматика и лексика). Кроме того не надо забывать, что в тексте творческого задания должны содержаться моменты, отражающие личностные позиции автора, его отношение к предмету.
Устная часть олимпиады по итальянскому языку в первый год проходила в двух форматах: в виде диалога-беседы и монолога на заданную тему продолжительностью в 5 минут. На последующих олимпиадах было решено оставить только монолог, как форму наиболее ярко показывающую умение выступающего логично и грамотно излагать свою точку зрения и аргументировать ее. С диалогом гораздо проще справиться даже не очень хорошо подготовленному участнику. Устный ответ обязательно записывается. Таким образом, уровень владения устной речью всегда может быть объективно оценен экзаменационной комиссией.
Совет, который можно дать для подготовки к олимпиаде по итальянскому языку, – больше читать про Италию, про ее традиции, быт и культуру, смотреть фильмы на итальянском языке, открывать итальянские газеты и журналы и, конечно, размышлять над тем, что вы видите, слышите и читаете. Кроме того, рекомендуем пользоваться специальными пособиями на традиционных носителях и интернет-ресурсами. Там вы найдете информацию, как нужно готовиться к пониманию письменных текстов, к аудированию, к написанию сочинений-эссе разного уровня.
Активно занимайтесь итальянским языком, изучайте итальянскую культуру, знакомьтесь с удивительной страной Италией и участвуйте во Всероссийской олимпиаде школьников по итальянскому языку!